“Taste the Waste” (Вкус отходов) – немецкий документальный фильм, в котором рассказывается о том, как европейские мега-концерны и розничная торговля уничтожают почти половину всех продуктов.
В одной только Германии на свалки ежегодно отправляется 15 миллионов тонн продуктов питания. Колонна машин, загруженных выбрасываемыми продуктами, могла бы трижды обогнуть экватор.
В этом виноваты не только те, кто покупает всё без разбора, – большая часть еды выбрасывается ещё до того, как она попадет на наш стол. Так, почти половина всего выращиваемого картофеля остается на полях, т.к. плоды отбраковываются по размеру и внешнему виду.
Боясь отпугнуть покупателей пустыми полками, супермаркеты наперебой предлагают широчайший ассортимент товаров. В итоге магазины просто вынуждены выбрасывать продукты, несмотря на то, что многие из них еще годны к употреблению. Каждая вторая упаковка листового салата и каждая пятая буханка хлеба не попадает на обеденный стол.
За это приходится расплачиваться не только окружающей среде, но и покупателям. Утилизацию пищевых отходов в конечном итоге оплачиваем мы: она закладывается в высокие цены супермаркетов и в аграрные субсидии.
В результате – в денежном эквиваленте – немцы ежегодно выкидывают на помойки 20 миллиардов евро. А еды, выбрасываемой в одной только Европе, хватило бы, чтобы дважды накормить всех голодающих в мире.
Валентин Турн, автор книги и фильма «Вкус отходов» (Taste the waste) :
«Супермаркеты могли бы изменить свою маркетинговую политику. Например, я бы убрал все эти предложения вроде «Платишь за один товар – получаешь два!» Важно, чтобы покупатель понимал причины, которые приводят к выбрасыванию еще съедобных продуктов, и был готов к изменениям.
Люди живут с ощущением, что продукты всегда доступны в любом количестве и что они к тому же должны быть безупречны! Больше всего меня шокировало, когда я узнал, что происходит у производителей картофеля. От 40 до 50 % урожая забраковывается, потому что одна картофелина оказывается слишком большой, другая слишком маленькой и не слишком красивой формы.
Нужно постепенно изменять представление людей о продуктах и привлекать их внимание к этой теме. Бережному обращению с едой люди учатся, прежде всего, когда они сами что-то выращивают на своем балконе или в саду. И, наверное, было бы неплохо, если бы в школах на специальном предмете детей учили готовить и правильно обращаться с продуктами».