Из 300 миллионов тонн пластика, производимого во всем мире каждый год, половина используется только один раз и выбрасывается, и лишь девять процентов всего перерабатывается. В Новой Зеландии около 252 000 тонн пластиковых отходов ежегодно попадает на свалки, причем значительное количество оказывается в водоемах и, в конечном итоге, в море.
Группа супермаркетов Нового Света отказалась от использования пластиковой упаковки практически для всех своих фруктов и овощей в проекте под названием «еда в обнаженном виде». Впервые появившийся в магазине New World в Бишопдейле в Крайстчерче, он привел к ошеломляющим показателям продаж.
В результате этого эксперимента продажи некоторых овощей выросли на 300 процентов.
«Мы наблюдаем за ними из года в год, и после того, как мы представили концепцию, мы заметили, что продажи зеленого лука, например, увеличились на 300 процентов», – говорит владелец Bishopdale Найджел Бонд. «Возможно, были и другие факторы, но мы заметили аналогичное увеличение в других сортах овощей, таких как серебряная свекла и редька».
«Когда мы впервые создали новые стеллажи, наши клиенты были просто потрясены», – говорит он. «Это напомнило мне о том, что когда я был ребенком, и ходил на рынок с моим отцом, мы могли ощущать запах свежих цитрусовых и зеленого лука. Оборачивая продукты в пластик, мы дезинфицируем их и лишаем людей этого опыта; этот фактор был большой мотивацией для нас. “
Он говорит, что он и менеджер магазина Гэри Мэй впервые пришли к этой идее более двух лет назад: “В то время, когда мы заметили, что все большее количество свежих продуктов поставлялось в пластиковой упаковке. Мы подумали, что было бы неплохо как-то уменьшить количество пластиковой упаковки и искали возможность сделать это.”
«Я отправился в учебную поездку в Соединенные Штаты и увидел, что там делает сеть супермаркетов Whole Foods», – говорит он. «У них огромный ассортимент свежих продуктов, и их мерчендайзинг – это почти искусство.”
Бонд начал переговоры с производителями и поставщиками, большинство из которых, по его словам, были рады рассмотреть способы предоставления продукции, не содержащей пластиковую упаковку.
Была установлена новая система холодильных стеллажей для демонстрации свежих фруктов и овощей, а также процесс, известный как «запотевание», чтобы помочь сохранить продукты свежими.
“Овощи на 90% состоят из воды, и исследования показали, что запотевшая продукция не только выглядит лучше, сохраняет цвет и текстуру, но и содержит больше витаминов», – говорит Бонд. «Мы также установили систему обратного осмоса, которая очищает воду, удаляя 99 процентов всех бактерий и хлора, поэтому мы уверены, что вода, с которой мы распыляем, остается чистой”.
Бонд говорит, что некоторые продукты – включая ягоды, виноград и некоторые помидоры – все еще продаются в пластиковых контейнерах, а грибы упаковываются в картонные лотки. Однако большая часть этой упаковки подлежит вторичной переработке.
Хотя многие поставщики пересматривают способы упаковки продукции, Бонд считает, что производители не всегда понимают, чего хотят потребители: “Мы знаем, но мы лишь посредник, мы продаем то, что они нам дают. Я думаю, что производители играют гораздо большую роль в этом процессе.”
Новый Мир также запустил другую инициативу – покупатели могут приносить и покупать продукты в свои собственные контейнеры. Эксперимент, в рамках которого клиенты могут использовать контейнеры для мяса и морепродуктов, проходит в ряде магазинов, включая Howick в Окленде, Гастингсе, Левине и Рототуне.
«Подготовка была медленной, – говорит Брендон Джонс, владелец-оператор New World в Хоуике, – но мы полны решимости провести эксперимент. Мы до сих пор ограничивали его категориями мяса и морепродуктов, где возможна безопасность пищевых продуктов. Риски в данном случае малы, потому что эти продукты, вероятно, будут приготовлены после покупки “.
Он говорит, что Foodstuffs также пробует бумажные альтернативы мешочкам из морепродуктов и лоткам для деликатесов на основе волокон.
Foodstuffs также подписали Декларацию о пластиковой упаковке NZ, которая обязана сделать к 2025 году всю упаковку для магазинов и частных марок пригодной для повторного использования, утилизируемой или компостируемой упаковки на 100%.